МБ ДОУ "Детский сад № 221"

Версия для слабовидящих

г. Новокузнецк

Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Основное назначение человеческой речи — служить средством общения между людьми. С помощью речи мы можем поделиться с окружающими со своими мыслями, чувствами переживаниями, можем сообщать друг другу какую –то важную информацию.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от нормального речевого окружения, воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. С момента рождения у ребенка появляется крик и плач, которые способствуют развитию движений 3 отделов отвечающих за речь: дыхательный , голосовой, артикуляционный. Через 2 недели можно заметить ,что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать ,когда к нему обращаются. К концу 2-го месяца у ребенка в ответ на обращенные слова появляются неосознанные движения ручками и ножками, улыбка. В 3-4 месяца у ребенка появляются звуки , которые постоянно повторяются. Можно выделить звуки, которые напоминают (А,О,У,) (П,М,Б) и обусловленные актом сосания, глотания звуки (Г,К,Х).В 5-месяцев ребенок слышит звуки, слушает говорящего, видит движения его губы пытается подражать, тем самым упражняет свой речевой аппарат. В 6 месяцев путем подражания произносит слоги. Во 2-ом полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами , действиями. МЯУ- становится обозначением кошки , АВ — собаки, МУ- коровы. Причем в обращении следует употреблять как полные слова, так и лепетные. Например: Это кошка. Она кричит МЯУ-МЯУ. Речь взрослых должна быть несколько замедленной и четкой. Очень полезно петь ребенку детские песенки, потешки, в которых имеются повторения одних и тех же слов: Бай, бай, бай, ты собачка не лай. Если с ребенком разговаривают мало ,то речевое развитие задерживается.

К концу 1-го года появляются первые слова. Следует поощрять лепет ребенка мимикой радости, как можно больше разговаривать с ребенком. Организовывать его жизнь таким образом, чтобы сама обстановка, вызывала необходимость речевого общения, а также приучать ребенка смотреть во время разговора в лицо собеседника.

Например: «Кормление зверей»

Предлагается устроить обед: Давай кормить зверей. Они проголодались. Ух, какие они голодные! Кого мы будем кормить? Неси сюда, кошку, собачку, козлика. Посмотри, как они просят кушать. Как козлик просит кушать? МЕ-МЕ-МЕ. А собачка просит кушать? АВ-АВ-АВ.. а киска? МЯУ-МЯУ…Ой , про мишку забыли. Зови его скорей! Вот мишка идет: топ-топ-топ. Как мишка идет? Топ-топ-топ. А теперь ставь на стол. В этот период большое внимание уделяется развитию активной речи, т.е накопление словарного запаса. Ведь 1-ые слова ребенка в начале обозначают и предмет и действие ,просьбу и чувства!

Например: Слово «Папа» -может обозначать ,пришел папа ,нет папы, папа подойди.

С появлением у ребенка первых слов, начинается этап становления речи и накопление словарного запаса. Задачами этого периода является:

-расширение понимания речи и формирование активного словаря ребенка. То есть расширять ориентировку ребенка в окружающем, воспитывать внимание и интерес к явлениям природы ,учить находить их изображения на картинках и обозначать их словом.

В 1,5 года большое внимание уделяется развитию активной речи. Основными приемами активизации речи у детей раннего возраста ,могут быть : вопросы, поручения и повторения.

Одним из приемов является прием поручений.

Например: Принеси игрушку……

После того как ребенок выполнил задание, необходимо спрашивать:

«Что ты принес?» «Куда положил?» «Что у тебя в руках?» «Где ты взял?»

Обучение названиям действий происходит в процессе показа способов действий с предметами и игрушками с помощью вопросов типа: «Что ты делаешь?» «Что ты будешь делать?»

Например: «Сборы на прогулку».

Собирая ребенка на прогулку взрослый говорит : «Сейчас мы пойдем с тобой гулять. Куда мы пойдем? Найди ,где у нас лежит шапка? Нашел? Вот она шапка. Принеси шапку. Принес? Давай наденем шапку на голову. Посмотри в зеркало, какая у тебя красивая шапка. А где ленточки у шапки! Ленточки, какие! Мы завяжем ленты, чтобы шапка на улице не соскочила. Вот так! Смотри , как тепло! Тебе тепло?

Стремясь поддержать любое обращение ребенка , иногда имеет смысл разыграть ситуацию непонимания, чтобы ребенок повторил просьбу: «Что тебе дать?» Скажи: «Дай куклу».

Побуждая ребенка к речевому подражанию , взрослый должен отчетливо произнести слово, фразу с целью активизации слуховой реакции.

Например: « Будем одеваться, чтобы идти гулять.»

« Моем руки, потому что будем обедать».

Задавая вопросы ребенку, можно задавать такие которые содержат ответ. «Что ты будешь кушать, суп или кашу?»

Еще одним приемом активизации речи является чтение литературных произведений и выразительность чтения.. Систематически читая детям с малых лет потешки , стихи, сказки, рассказы мы закладываем основу развития речи:

— Приучаем всматриваться в лицо собеседнику.

— Развиваем словарный запас, память, воображение.

-Побуждаем к высказыванию своих мыслей.

-Учим обращаться с вопросами к взрослому, отвечать на вопросы.

Родителям следует помнить, что часто книжный текст труден маленьким детям и они лучше воспринимают пересказ. Все что взрослыми преподносится ребенку в речи, должно быть понятно доступно, не следует перегружать ребенка трудными непонятными словами. Читая детям ,необходимо побеседовать с ребенком, одновременно можно рассматривать картинки и задавать вопросы.

С двух лет необходимо приучать ребенка к рассматриванию картинок , но первое время эти картинки должны быть простыми по своему содержанию(достаточно крупные и красочные изображения животных, игрушек).

— Учить находить изображения на картинках и обозначить их словом.

— Следует учить повторять названия предметов, действий качеств, а также назначения предметов.

Необходимо развивать разговорную речь ребенка, использовать любые поводы для разговора с ним: побуждать его к высказыванию своих мыслей, своего мнения; учить отвечать на вопросы; обращаться с вопросами к взрослому; следует учить выражать мысли строя предложения из двух-трех слов; совершенствовать грамматическую структуру речи(побуждать использовать разные части речи, правильно употреблять имена существительные единственного и множественного числа, род, падеж, глаголы).

К трём годам ребенок уже использует все части речи и строит полные грамматически оформленные предложения, появляется связное высказывание. В три года у ребенка часто остается неправильным произношение некоторых звуков(свистящих, шипящих, сонор ) которые могут самостоятельно исправиться к 4-5 годам. На третьем году работа с картинками усложняется. Расширяются познавательные задачи: в речевую практику вводятся существительные с собирательным значением(одежда, игрушки, посуда). Уточняются такие обобщающие понятия ,как животные -теперь дети учатся различать домашних животных обитателей леса. Знакомятся с детенышами животных. Расширяются и уточняются представления о растительном мире(овощи и фрукты),углубляются знания о профессиях.

В 4-ре года ребенок пользуется простыми и сложными предложениями. В 5 лет высказывания напоминают короткий рассказ. Составляют пересказы сказки и правильно ,четко произносят все звуки.

Используемая литература:

1.Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. — М., Мозаика-Синтез, 2005.

2.Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье. — М., Мозаика-Синтез, 2005.

3. Жукова Н.С., Е.М. Мастюкова , Т.Б. Филичева и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда

. –– Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. –– (Учимся играя)

4. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание»

. –– М.: Просвещение, 1989,

Перейти к верхней панели